Меню

Архивный отдел

Об архиве

Мы рады приветствовать Вас на странице Архивного отдела Управления делами Администрации Можайского городского округа!

Архивный отдел является структурным подразделением Управления делами  Администрации Можайского городского округа.

Архивный отдел осуществляет управление архивным делом, несет ответственность за состояние, дальнейшее развитие и совершенствование архивного дела в Можайском городском округе Московской области, хранит, организует учет, комплектование и использование документов Архивного фонда Московской области и других архивных документов.

Архивный отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Московской области и иными нормативными правовыми актами Московской области, Уставом Московской области, Уставом Можайского городского округа Московской области и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Можайского городского округа Московской области, настоящим Положением.

Начальник архивного отдела – ДРЮЧИНА ГАЛИНА ИВАНОВНА

Приемные дни: понедельник, четверг с 10:00 час. до 12:00 час.

Телефон: ; +7(496) 382-49-04

Адрес электронной почтыgdryuchina@inbox.ru,   arxiv_mmr@mail.ru

История архива
О Можайском архиве
(краткий исторический очерк)
         В последние годы все больше граждан обращается в архив за самыми разными сведениями.  Для оформления пенсии или наследства, составления родословной, восстановления имущественных и социальных прав, при изучении истории  родного края (всего и не перечислить) необходимы документы,  бережно собранные и хранимые в архиве.
         Можайский архив – один из самых старых и  крупных архивов Московской области.  Совсем немного осталось до столетнего юбилея нашего архива. Он был создан 15 мая 1923 года. В нашем архиве, наряду с документами разных организаций,  хранятся и документы, рассказывающие об истории Можайского архива. В деле «Переписка с Губернским архивным Бюро о работе Можайского архивного бюро» имеется отчет от 12 октября 1923 года, в котором  Президиум Можайского уездного исполнительного комитета на запрос Московского губернского архивного бюро о состоянии архивного дела в Можайском уезде сообщает: «При управлении делами президиума уездного исполнительного комитета  с 15 мая 1923 года введена должность уездного архивариуса…». Таким образом,  дата создания Можайского архива подтверждена документально. В этом документе фактически рассказывается о первых шагах работы уездного архивариуса и о состоянии  архивного дела в то сложное время. В отчете говорится: «До введения должности архивариуса все дела отделов уисполкомов бывших Можайского, Верейского и Рузского отделов находились при соответствующих отделах, на ответственности секретарей последних, причем при слиянии упомянутых 3-х уездов,  часть документов была перевезена в Можайск, часть оставлена на местах… с вступлением в исполнение обязанностей, им (уездным архивариусом - прим. автора) было подыскано соответствующее помещение, куда в первую очередь были изъяты … дела революционного периода по 1921 год включительно и сразу же приступили к их разбору и составлению соответствующих описей».  Состояние документов в отчете охарактеризовано следующим образом: «Бывшие архивы дореволюционного времени, ввиду частых перебросок из одного помещения в другое, к моменту введения должности архивариуса, не имели надлежащего хранения и никакого надзора, находились в разных местах по чердакам и подвалам… Уцелевшие части архивов архивариусом сконцентрированы в указанном выше помещении и после разбора дел революционного времени будет приступлено совершенно заново, к созданию архива из уцелевших дел дореволюционного времени….»
         Таким образом, сразу после  вступления в должность, архивариусом начата работа по разбору и описанию документов. К сожалению,  мы не смогли точно установить,  кто был первым Можайским архивариусом. Возможно,  это был архивариус Синицин, который работал в архиве с 1923 по 1925 год, Недолгое время с 5 марта 1925 года эту должность занимала Нина Имнайшвили, также уездными архивариусами некоторое время были Прилуцкая и Пахомова.  Мы смогли это установить только по косвенным сведениям по подписям в отчетах и  газетных статьях. 4 ноября 1934 уездным архивариусом был назначен Василий Иванович Купцов, который  проработал  в архиве более 25 лет, 15 июня 1959 года на должность заведующей архивом поступила Мария Моисеевна Сорокина,  которая также проработала почти 20 лет до 1978 года, с 1978 по 1982 год в архиве работала Сапунова Елена Андреевна, которая впоследствии перешла в Государственный архив Московской области и с 24 мая 1982 года  (38 лет назад) на должность заведующей Можайским городским государственным архивом назначили Дрючину Галину Ивановну. Нужно отметить, что, нашему архиву повезло с архивариусами. Все работники архива были очень ответственные  и много сделали для развития архивного дела в районе. Благодаря им, наш архив всегда был одним из самых лучших в области. Ответственное отношение к делу очень важно в нашей работе, особенно если учесть, что раньше в архиве работал только один человек. С 2000 года штаты постепенно стали увеличиваться. Сейчас у нас работает 8 человек.
         Как уже было отмечено, в  первые годы после создания архива, были приняты меры к сохранению наиболее важных документов дореволюционного периода, их разборке, приведению в порядок, подшивке и описанию.  Уездный архивариус на телеге, запряженной лошадью,  ездил по различным организациям и из подвалов и чердаков собирал старые документы. Так были спасены документы Рузского и Можайского полицейских управлений за 1880-1897 годы, Можайского и Рузского исправников, городских управ, Можайской земской управы за те же годы, уездных судов за 1890-1917 годы, Можайской городской думы за 1880-1897 годы и  многих других организаций. Всего были собраны  к 1925 году  документы 28 организаций дореволюционного периода.          
         Согласно декрету ВЦИК от 22 февраля 1926 года «О приведении в порядок и сдаче в единый государственный архивный фонд материалов за 1917-1921 годы» во второй половине 20-х годов прошлого века началась концентрация документов послеоктябрьского периода. Наряду с этим продолжалась работа по розыску и приему в архив еще не принятых к тому времени документов дореволюционного периода. Документы принимались в необработанном виде, и архивариусу приходилось их разбирать, подшивать и составлять описи. Очень остро стоял вопрос с помещением для архива. Архив располагался в 6 небольших комнатах в помещении райисполкома, документы складывать было совершенно некуда, они лежали штабелями, что затрудняло их обработку и  использование.  В 1931 году было принято  Постановление Президиума ВЦИК «О положении архивного дела на местах». Выполняя это постановление,  исполком Можайского райсовета принял распоряжение от 27 марта 1931 года «О переводе районного архива из здания райисполкома в более просторное помещение – в бывшую церковь Иоакима и Анны 16-18 веков», где он находился до 1992 года. Позже, в период с 1992 по 2015 годы  архив располагался в арендованном помещении книгохранилища,
         1 марта 1935 года были созданы архивы в городах Верея и Руза, и часть документов, были переданы им. Это позволило разгрузить помещение и улучшить работу с документами. Была проведена огромная работа по черновой разборке документов, их описанию, установке на стеллажи.
         По состоянию на 1 января 1938 года  на государственном хранении в архиве находилось 94348 дел по 168 фондам. Позже, документы за дореволюционный период и первые годы Советской власти по 1921 год включительно сданы на хранение в Центральный государственный  исторический  и Московский областной архивы. Только в Центральном государственном архиве Московской области хранится более 20 тыс. ед. хранения, переданных  в разные годы из Можайского архива.
         Архив все время пополняется документами. В 1959 году произошло слияние Можайского и Уваровского районов, документы Уваровского архива влились в состав нашего архива в полном объеме. Регулярно поступают документы от организаций – источников комплектования архива, т.е. от тех организаций, документы которых признаны имеющими важное историческое или хозяйственное значение и которые хранятся в архиве постоянно (срок хранения этих документов не ограничен временными рамками). В последние годы в районе ликвидировано много предприятий. Документы по личному составу от ликвидированных предприятий мы принимаем без ограничения от организаций любой формы собственности.
         В настоящее время в архиве хранятся документы 578 организации с общим объемом более 94 тыс. дел. На хранении  имеются документы органов власти – исполкомов Можайского и Уваровского Советов народных депутатов, администрации района, отделов и управлений исполкома и администрации, Совета депутатов района, 92 сельских Советов, 10 городских и сельских поселений, 129 колхозов, 19 крупных совхозов, более пятидесяти промышленных предприятий, артелей и целого ряда других организаций.  172 фонда содержат документы за довоенный (до 1945 года) период.
         Все это документальное богатство активно используется. В архив обращаются разного рода пользователи документов, которые проводят различные исследования, пишут статьи, собирают краеведческий материал. Темы исследований самые разные. Также часто в архиве работают с документами студенты и школьники, представители школьных музеев. Некоторые школьники принимали участие в конкурсе «Юный архивист» и все стали дипломантами конкурса.
         Но конечно больше всего граждане обращаются за справками социально-правового характера, подтверждающими те или иные их права. Причем, если проанализировать состав запросов по годам, то   можно увидеть, что мы исполняем самые насущные запросы людей в соответствии с изменениями в современном законодательстве.   Так в 1991-1993 годах запросы, в основном, были связаны с восстановлением   трудового стажа для оформления пенсий, позже в 1994-1996 года очень много было запросов, связанных с  подтверждением факта награждения граждан медалями «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.», «Ветеран труда»   для получения льгот по «Закону о ветеранах». С февраля 2008 года вновь увеличилось количество запросов о подтверждении трудового стажа и размере заработной платы в связи с изменениями в пенсионном законодательстве и валоризацией пенсий. И,  конечно,  в последние годы   больше всего запросов связано с  выдачей копий правоустанавливающих документов на земельные участки и домовладения.        
         В  последние годы, архив выдает в среднем 6000-6500 справок за год. У нас в архиве высокий процент положительных справок  90-95%, что говорит о высокой квалификации работников, ведь чтобы качественно исполнить  запрос нужно знать хорошо состав документов.
         В последние годы информация об архиве представляется все чаще - выходят статьи в районных газетах о работе архива, показывают сюжеты по местному телевидению, проводятся уроки в школах, разработаны тематические экскурсии по архиву.
         Свой 95-летний юбилей встретил в новом просторном помещении. В октябре 2015 года архив переехал  в здание бывшей школы. Это старинное кирпичное здание дореволюционной постройки, расположенное в центральной части старого города.  В этом помещении мы и располагаемся в настоящее время. Часть  помещений архива еще требует ремонта, который мы постепенно проводим. Но, в основном, в архиве соблюдены все необходимые требования к обеспечению сохранности документов. Архив оборудован современной охранной и пожарной сигнализацией, хранилища - системами порошкового пожаротущения. Все документы закартонированы и размещены на металлических стеллажах. В хранилищах установлены приборы для контроля за температурно-влажностным режимом. На окнах установлены металлические решетки. Ведется перевод документов в электронный вид.
         У нас собрался замечательный коллектив работников, относящихся к своему делу неравнодушно, любящих свою нелегкую работу, старающихся помочь людям, нуждающимся в нашей помощи. Возможно, поэтому работа нашего архива оценивается высоко как людьми, обращающимися к нам за различного рода информацией, так и нашим руководством.
В помощь заявителю

Инструкция подачи заяв через РПГУ

Уважаемые заявители! 

         На основании Регламента, утвержденного постановление администрации Можайского городского округа от 07.12.2018г. № 3503-П, для  получение муниципальной услуги  на выдачу архивных справок, архивных выписок, архивных копий и информационных писем по вопросам, затрагивающим права и законные интересы заявителя, заявитель может подать запрос в Архив Можайского городского округа следующими  способами:
  1. Самостоятельно через личный кабинет  Регионального портала государственных услуг Московской области (РПГУ) https://uslugi.mosreg.ru/
  2. При личном визите в  МФЦ «Мои документы».
Адреса МФЦ:
  1. г. Можайск, ул. 20-я Января, д. 6    График работы:  Понедельник- Суббота. с 8:00 до 20:00 без перерыва на обед.
  2. г. Можайск ул. Красных Партизан д.4. (банк ПАО «Возрождение). График  работы: Понедельник- Пятница с 9:00 до 18:00.
  3. Можайский р-он, п. Уваровка,  ул. Торговая д.9. График работы: Понедельник- Пятница. с 8:30 до 17:30.
         За получением готового результата необходимо обратиться в МФЦ «Мои документы» по адресу г. Можайск, ул. 20-я Января, д. 6, предоставив оригиналы документов, чьи электронные образы были прикреплены к заявлению на региональном портале государственных услуг.      

Адрес:  143200, Московская область, г.  Можайск, ул. Крупской, д. 1

Телефон: +7(496) 382-49-04

Режим работы:   Понедельник – Чтетверг : 9:00-18:15
                               Пятница:  9:00-17:00
Как нас найти: От железнодорожного вокзала станция Можайск, автобусом № 1,2, 28, 21 до остановки «Аптека» (на Комсомольской площади)